Версия сайта для слабовидящих

Информатизация образования

Информационно-образовательная среда гимназии, как средство оптимизации управления образовательным учреждением.
Над созданием   информационно-образовательной среды в гимназии мы работаем с 1998 года. В 2004 году гимназия стала краевой экспериментальной площадкой по теме «Создание и развитие образовательного информационно-технологического центра гимназии как средства интенсификации управленческой деятельности».
В 2006 году, в рамках первого визита премьер-министра Д.А. Медведева по презентации ПНПО, информационный центр гимназии был презентован заместителю министра образования РФ А.Г. Свинаренко. 
 
Структуру единого информационного пространства гимназии можно условно представить в виде консолидации трех функционально различных компонентов:
- информационно-технический комплекс – зоны и помещения, материальная, методическая и информационная базы всех структур: административной, информационно-аналитической, учебной, библиотечной, методической, музейной, психологической, редакционной; информационно-технический комплекс включает в себя не только фонд информационных пособий, но и комплект гипермедиасредств – автоматизированные рабочие места для ежедневной работы учителя, интерактивное оборудование для демонстрации учебных медиаресурсов и т.п. 
- внутренние информационные сети (локальная сеть, интранет), которые помогают осуществлять оперативное движение всех информационных потоков структурных подразделений, обеспечивают «доступность» информации для всех категорий пользователей; организацию оперативной связи различных зон; служат для обеспечения доступа к единому банку данных гимназии;
- внешние информационные сети (Интернет), предоставляющие доступ к информации, размещенной в глобальной сети. Скоростной и защищенный, системой контентной фильтрации, доступ в Интернет позволяет не только вести поиск, анализ и накопление ссылок и зеркал Web-ресурсов для различных групп пользователей, но и организовывать дистанционное обучение и повышение квалификации в соответствии с возникающими потребностями. Доступ к информационным образовательным ресурсам в гимназии по высокоскоростному каналу является неограниченным, что позволяет повысить качество образовательных услуг и доступность образования за счет приобщения педагогов и обучающихся к современным технологиям обучения.
 
 
 
 
 
 
 
На сегодняшний день информационный центр гимназии объединяет все учебные и административные кабинеты гимназии.
 
1.                Структура центра
Информационный   центр   гимназии       состоит   из   следующих компьютерных узлов:
Узел 1. Кабинет директора
Содержание рабочего стола директора: закон Российской Федерации об образовании (со всеми дополнениями, изменениями, поправками); приказы МО РФ (с электронным адресом); СанПин; Устав гимназии, делопроизводство; план развития гимназии; план учебно-воспитательной работы; штатное расписание; нормативные документы; единый режим работы школы; база данных на учащихся и сотрудников; электронный журнал; локальные акты, охрана здоровья учащихся, нормативные документы, единый режим работы школы, план развития гимназии; «электронный работодатель», «Сто вопросов - сто ответов», раздел где каждый родитель и учитель может получит ответ на интересуемый его вопрос.
Узел 2. Кабинет заместителя директора по УВР.
Содержание рабочего стола заместителя директора по учебно-воспитательной работе (УBP): тарификационные списки; учебные планы;
документы           строгой           отчетности; педагогические кадры, расписание для учащихся (компьютерные программы по составлению расписания «Ректор», «Хронограф»); списки учащихся; мониторинга успешности обучения по предметам, классам, эффективности составления расписания по Сивкову; электронный журнал и т.д.
Узел 3. Кабинет заместителя директора по НМР.
Содержание рабочего стола заместителя директора по научно-методической работе (НМP): модель методической работы; план учебно-воспитательной работы; план работы методического совета; инновационные проекты; отчеты о работе КЭП и МЭП; план работы научной организации учащихся; анализ работы методических объединений; график проведения предметных недель и олимпиад; раздел молодому учителю; семинары для учителей; технологические карты учителей; электронный журнал и т.д.
Узел 4. Кабинет заместителя директора по ИКТ.
Содержание рабочего стола заместителя директора по информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ): база данных на учащихся и сотрудников; электронный журнал; документы по аттестации педколлектива;«Помощник руководителю»; электронные учебники; компьютерные тесты; научная работа с учащимися; мультимедийные презентации; электронный ящик; сайт гимназии. В гимназии разработана авторская программа по расчету качества и уровня обученности учащихся «СОУ и качество», которая производит автоматический расчет и выдает ведомости и диаграммы мониторинга по предметам, классам, параллелям.
Узел 5. Кабинет заместителя директора по ФЭР (бухгалтерия).
         Наибольшего уровня информатизации управления гимназия достигла в бухгалтерском учете. На рабочем столе заместителя директора по финансово-экономической работе находится большое количество специализированных программ, которые позволяют снизить процент бумажного документооборота.
- ГАРАНТ аэро – Информационная система. Основу комплекса составляют информационные блоки – Энциклопедии решений, содержащие верные ответы на практические вопросы пользователей.
- Криста АС «УРМ» - Автоматизированная система «Удаленное рабочее место» является клиентской частью системы удаленного документооборота и предназначена для автоматизации финансовой деятельности распорядителей и получателей бюджетных средств, а также для организации электронного взаимодействия между ФО и ГРБС, РБС, ПБС, ТПФО в процессе планирования и исполнения бюджета.
- ИСС «Кубнет» - Интегрированная информационная система «Кубнет»реализует следующую функциональность: ведение финансового учета; ведение учета труда и заработной платы, кадрового и налогового учета; ведение аналитического и финансового учета товарно-материальных ценностей; ведение аналитического учета услуг и мероприятий, проводимых учреждением, учета родительской платы и оплаты дополнительных образовательных услуг; принятие специализированных решений.
- «Контурн-экстерн» - система защищенного электронного документооборота, позволяющий сдавать отчетность в ФСН, ПФР, ФСС, Росстат и другие контролирующие органы.
- Орбита – Удостоверяющий центр, предоставляющий услуги по защите персональных данных, созданию электронных цифровых подписей, ведению электронных торгов.
Узел 6. Библиотека и медиатека.
Содержание рабочего стола библиотекаря: информация о книгах, находящихся в школьной   библиотеке;   алфавитный   и тематические   каталоги;   учет   выдачи книг;   отчеты,   формы,   автоматический анализ данных.
Работа библиотеки ведется по всем направлениям в тесном контакте с педколлективом и координируется с задачами гимназии. Установлена автоматизированная информационно-библиотечная система МАРК-SQL версия для школьных библиотек, которая обеспечивает комплексную автоматизацию основных библиотечных процессов: комплектование литературы, научную и техническую обработку поступающих изданий, справочно-информационное обслуживание, обслуживание читателей, учет библиотечного фонда. Формируется электронный каталог книг, учебников и других информационных источников, находящихся в школьной библиотеке, а также заказ учебников с использованием базы данных рекомендованных учебников и учебных пособий, В электронном виде ведется книга суммарного учета, инвентарная книга, дневник библиотеки, формуляры читателей, оформляются сведения о подписке, буклеты, книжные выставки, рекомендательные списки. Планируется проведение анализа круга чтения учеников, получение доступа к полнотекстовым и мультимедийным ресурсам, имеющимся в библиотеке или находящимся в удаленных базах данных через Интернет.
Узел №7. Творческая лаборатория.
Программа работы лаборатории направлена на создание условий для развития творческого потенциала у подростков, ИКТ - компетенций, психологической и эмоциональной устойчивости личности.
Современное общество можно назвать информационным обществом. Поэтому сегодня среди молодежи особенно популярны профессии информационно-коммуникативной направленности. Это подтверждает и возрастающий социальный спрос на специалистов в этих сферах.
Достаточно большое количество вузов имеют факультеты и кафедры ИКТ. Однако основное образование не может обеспечить достаточную предпрофессиональную подготовку в этих областях, поэтому целесообразно решать эту проблему за счет дополнительного образования. Следовательно, начальная подготовка в сфере ИКТ на уровне дополнительного образования является актуальной на современном этапе развития общества.
Техническое оснащение творческой лаборатории.

Оборудование
Количество, шт.
1.                  
Специализированное рабочее место для творческой деятельности и создания мультимедийных учебных материалов AppleiMac 21.5
10
2.                  
Портативный компьютер тип 1 DELL
10
3.                  
Портативный компьютер тип 2 AppleMacBook 2.26
1
4.                  
Мобильное устройство The Educational iPod Kit
1
5.                  
Тележка мобильная МКШМ-2
1
6.                  
Музыкальная MIDI клавиатура M-AudioAxiom 49
3
7.                  
Микрофон Kallysta ITK-90
15
8.                  
Микроскоп цифровой DigitalBlueQX5
1
9.                  
Комплект оборудования для проведения и обработки данных экспериментов по дисциплинам естественно-научного цикла
1
10.             
Система организации беспроводной сети тип 1 AppleTimeCapsule 1TB
2
11.             
Принтер лазерный, сетевой формата А4 с запасным картриджем EpsonAcuLaserM2000DN (с запасным картриджем C13S050436
1
12.             
СканерА4 Canon CanoScanLiDE 100
1
13.             
ГрафическийпланшетАб Wacom Bamboo Pen спрограммнымобеспечением: Adobe Creative Suite Design Standard
3
14.             
Принтер струйный формата A3 EpsonStylusPhoto 1410 с комплектом запасных картриджей CMYKLcLm
1
15.             
Видеокамера цифровая CanonLEGRIAFS200 (в комплекте штатив RekamDigiPodRT-D5, карта памяти TranscendSecureDigital НС 16GB)
1
16.             
Устройство для проигрывания и записи 'мультимедийных данных AplleiPodTouch 8GBiTalkrecorder
15
17.             
Проектор мультимедийный с экраном Benq МР515 с экраном BraunPhotoTechnikStandard 155x155 см (в комплекте с кабелем VGA 5м и переходником)
1
18.             
Цифровой фотоаппарат зеркального типа CanonEOS 500DKit (в комплекте штатив REKAMRT-D3, карта памяти SD 2GB)
1
19.             
Интерактивный комплекс
1

 
Узел №8. Учебные кабинеты.
Содержание рабочих столов учителей предметников: электронный журнал; программы     по основному и дополнительному образованию; календарно-тематическое планирование; рекомендации по составлению программ; внеклассная работа по предмету; научная работа с учащимися; мониторинг СОУ, качества, олимпиад.
         Содержание рабочих столов классных руководителей: электронный журнал; план воспитательной работы; списки учащихся класса; бланки единой отчетности; расписание уроков; профориентационная работа с учащимися и их   родителями,    сценарии    внеклассной   работы;    дневник   классного руководителя; план работы с различными группами учащихся, цифровое портфолио класса и каждого ученика.
 
2.Текущее состояние
      Электронная почта.
МОУ гимназия №87 имеет безлимитный доступ в Интернет, который регламентируются контентными фильтрами. Доступ к сети Интернет осуществляется на бесплатной основе, за счет средств, выделяемых из бюджетных ассигнований. В электронный ящик гимназии поступает ежедневно более 50 сообщений. Мы поддерживаем тесную связь с органами управления образования округа, города, края, образовательными учреждениями города, края и России. Число наших адресатов растет с каждым днем. Надеемся, что и вы будете в их числе.
      Локальная вычислительная сеть.
На базе основных узлов информационного центра гимназии создана и функционирует локальная   сеть, объединяющая все компьютеры гимназии.
ЛВС гимназии является универсальной слаботочной кабельной системой, предназначенной для передачи данных (LAN), цифровой видеотелекоммуникации, аналоговой и цифровой (IP) телефонии, а также узлов беспроводной связи и систем автоматизации здания. С целью реализации принципа универсальности каждое рабочее место оборудовано двухпортовой розеткой, что позволяет использовать порт, как для передачи данных, так и для аналоговой телефонии.
ЛВС имеет топологию «иерархическая звезда», поддерживает круглосуточный режим функционирования. Она состоит из телекоммуникационных разъёмов, расположенных в рабочих областях консолидаций горизонтальных участков кабелей, соединяющих их, и кроссового оборудования, располагающегося в специализированном помещении — серверной.
В 1998 году разработан и поддерживается сайт гимназии.  В 2011 наш сайт стал лучшим сайтом образовательных учреждений в ЮФО.
Базовую основу сайта определяют педагогическая концепция гимназии и её основные структурные элементы. На сайте отражена структура органов управления гимназии, нормативно - справочная информация, инновационные проекты гимназии и лучшие Интернет проекты учащихся, учебно-воспитальный процесс и многое другое. На его страницах реализуются следующие функции:
- размещение информации об экспериментальной деятельности гимназии;
- обмен опытом с профессионалами;
- участие в виртуальных олимпиадах и конкурсах;
- работа в режиме он-лайн: педсоветы, конференции, консультации и т.д.
Сегодня «Школьный сайт» по праву можно назвать «Школьным порталом». Работа «Школьного портала» решает следующие задачи управления:
- повышение качества и эффективности обучения учащихся гимназии;
- повышение творческой активности учащихся и их преподавателей,
- повышение интереса учителей и учащихся к информационно-коммуникационным технологиям через создание блогов (сайтов) в Интернет и вхождение в единое российское и мировое информационно-образовательное пространство;
- формирование и совершенствование информационной, коммуникативной, эстетической культуры учащихся;
- выявление одарённых учеников;
- фиксация, развитие и распространение педагогического опыта в форме создаваемых телекоммуникационных образовательных ресурсов учителей;
- упрощение задачи родителей по выбору общеобразовательного учреждения для своего ребёнка и возможность мотивированного и осознанного выбора.
У 12 педагогов нашей гимназии есть свои блоги или сайты. 15 человек работают над созданием своего информационного пространства. В 2012   Мухина Марина Юрьевна стала Лауреатом II Всероссийского конкурса сайтов (блогов) «Открытый мир». Хочется отметить, что администраторами сайтов и блогов являются не только учителя, но и их ученики.
 
Медиацентр.
 С целью достижения высоких и качественных результатов педколлективом было принято решение   о создании медиацентра с возможностью централизованного хранения информации, распределенного доступа к данным и размещения информационных ресурсов, а также для проведения уроков с использованием информационных технологий. В настоящее время мы работаем над реализацией этого проекта.
Медиацентр будет состоять из следующих блоков:
- блок тематических предметных   мультимедийных уроков;
- авторское программное обеспечение: электронные учебники (полного курса или модулей учебных программ); 
- контролирующие, диагностирующие материалы; программы-тренажеры (сборники задач и упражнений на применение).
 
         Информационно - образовательный портал гимназии.
В 2010-2011 учебном году гимназия стала пилотной площадкой по внедрению   «Электронной школы». Учителя и администрация гимназии вели Электронный журнал на образовательном портале   bpschool.ru. В этом учебном году перешли на пользование информационной системой NetSchool. Основные достоинства NetSchool :
- электронный журнал и электронный дневник, тщательно апробированные с 2002 года;
- проработанная аналитическая отчетность (более 40 автоматически формируемых отчетов для администрации школы, завучей, классных руководителей, учителей, учащихся, родителей и др.);
- интеграция с другими программами (системы тестирования, учебные курсы, программы составления расписания, системы контроля доступа и др.);
- sms- сервис для родителей (не только sms- рассылки от классного руководителя, но и возможность для родителя получать информацию о своем ребенке по sms-запросу ).
Но самое главное, внедрение NetSchool обеспечивает полный переход от бумажного классного журнала к электронному (при необходимости можно распечатать все страницы классного журнала в установленной типовой форме).
 
Единый банк данных.
 
Вооружить коллектив гимназии техникой и технологией, усиливающей его возможности по обработке информации - важнейшая технико-экономическая и управленческая задача, которая в гимназии решается посредством создания банка электронных продуктов в виде «хранилища» интегрированных и коллективно используемых данных, оказывающих действенное влияние на оптимизацию всей структуры управления учебным процессом.
«Единый банк данных» позволяет улучшить качество управления и сократить его трудоемкость. Он состоит из следующих баз данных:
- учителей и работников ОУ;
- учащихся;
- внеклассной и внешкольной занятости учащихся;
- расписаний учебных, внеурочных, внеклассных занятий;
-платных дополнительных образовательных услуг;
- материально-технического оснащения;
- нормативно-правовая управления ОУ;
- аттестации и повышения квалификации педагогических работников;
- мониторинга качества образовательного процесса;
- учебной нагрузки и штатного расписания;
- решений Педагогического совета, Методических советов, Наблюдательного и Управляющего совета, Совета лидеров ученического самоуправления;
- по питанию учащихся.
 С помощью «Единого банка данных» решаются следующие основные задачи:
 - зачисление, перевод и отчисление учащихся («контингент»);
- контроль успеваемости учащихся;
- формирование рабочих учебных планов;
- распределение учебной нагрузки между предметными МО и учителями;
- формирование штатного расписания;
- составление и корректировка расписаний занятий и экзаменов и многое другое.
 
Вхождение человека в период развития информационного общества, со стремительно возрастающими объемами новых знаний и информации, повлекло за собой смену парадигмы “образование на всю жизнь” на концепцию непрерывного самообразования, саморазвития и самоанализа. Образование превращается в непрерывный процесс и далеко выходит за рамки традиционного формального.
Продуктивность процесса обучения теперь во многом определяется качеством обеспечения информационных потребностей учителей и учащихся, а это, несомненно, требует значительной поддержки со стороны школьных библиотек. Новые тенденции педагогического процесса затронули и нашу библиотеку как подсистему образовательного учреждения, что повлекло за собой её модернизацию – создание библиотечно-информационного отдела.
В процессе модернизации меняется сама миссия библиотеки: из учебно-вспомогательного подразделения библиотека становится структурным центром гимназии, определяющим информационно-библиотечное обеспечение, базой развития критического мышления, медиаобразования, формирования информационной культуры личности. 
Нынешний этап осмысления механизмов взаимодействия традиционной библиотеки с новейшими электронными технологиями выводит библиотечную деятельность по обслуживанию читателей гимназии на качественно иной, более продуктивный, чем прежде, уровень.
Планируемые изменения прямо или косвенно затрагивают все аспекты деятельности библиотеки: от организации работы и внедрения новых технологий до взаимоотношений с коллегами, педагогами, родителями и администрацией.
Образовательный информационно-технологический центр гимназии позволил автоматизировать многие элементы управленческой деятельности. Использование Интернета, различных баз данных, обработка огромных объёмов информации – всё это сделало труд администрации и учителей школы более эффективным.
Модель информационно-технологического центра гимназии может быть использована в других образовательных заведениях, как основа создания условий для самостоятельной и оперативной работы с информацией всех участников образовательного процесса: администрации, педагогов, учащихся.
В дальнейшем мы готовы нашу образовательную информационную систему интегрировать с другими системами образовательных учреждений города, а также с городской и краевой. Мы готовы тесно сотрудничать с теми, кто хочет в этом участвовать.